Вход в Зоопарк
gps мониторинг автотранспорта и мобильных сотрудников.
Вход > Решения > Апрель 2008г.
--
7 Апреля 2008г.

«Полевые» решения

автор: Игорь Мельник «Континент-Сибирь», №10 (583), 2008
версия для печати

Невозможно представить себе компанию, сотрудники которой работали бы исключительно в офисе. Чтобы оставаться на связи в продолжительной командировке или на загруженных пробками улицах мегаполиса, уже недостаточно одного мобильного телефона.

Нужен доступ и к электронной почте, и к базе контактов, и к учетной системе — все в режиме онлайн. При этом необходимо контролировать качество работы рядовых сотрудников, которые часто бывают на выездах, следить за расходом топлива служебного транспорта, минимизировать простои как техники, так и сотрудников. Цели применения мобильных ИТ-решений очень разные, а спектр применения — крайне широкий.

«Удаленный доступ к общим ресурсам для мобильных сотрудников требуется почти всегда. Сейчас появились не только решения, которые решают эти задачи, но и спрос на них, а также технические возможности для их реализации — как инфраструктурные, так и со стороны программного обеспечения. Поэтому рост продаж таких решений будет очень существенным», — предсказывает коммерческий директор BCC (интегратор, Москва) Александр Герасимов.

Мобильные ИТ-решения нужны всем — прежде всего территориально распределенным компаниям, которые работают на массовом рынке, промышленным предприятиям. Топ-менеджмент любой компании во время командировок также остро нуждается в доступе к электронной почте, календарю, контактам и прочему.

Как раз для последней категории клиентов свои услуги предлагают сотовые операторы. Пакет услуг «Мобильный офис», как правило, подразумевает онлайн-доступ по различным каналам к электронной почте, базам контактов, календарю. «Мобильный офис» востребован руководителями высшего и среднего звеньев, которым необходимо постоянно управлять бизнесом, находясь вне офиса. Продукт актуален и для индивидуальных предпринимателей, а также для сотрудников компаний, которые работают вне офиса или, как принято говорить, «в полях», и должны иметь доступ к информационным материалам, ресурсам компании и Интернету там, где нет проводных сетей, — говорит пресс-секретарь Новосибирского филиала ОАО «ВымпелКом» Татьяна Тарасова. — В основном «Мобильный офис« покупают торговые компании, оптовые и розничные, независимо от профиля. Среди наших клиентов — компании, продающие спортивные товары, пищевые добавки, занимающиеся строительством и даже научными исследованиями».

По-настоящему мобильные
Самое интересное, что портативные ПК совершенно не подходят для мобильных сотрудников — они слишком громоздкие и неудобные. «Ноутбуки непригодны, например, для мобильной торговли, как показывает опыт наших заказчиков, — заявляет директор компании «МТ-Проекты» (Новосибирск) Максим Филичев. — Тому множество причин: большая масса, невозможность работать «на весу», хрупкость устройств. Если торговый представитель пользуется автомобилем, вибрация быстро выведет ноутбук из строя. Аппарата хватит максимум на полгода». Еще один бич ноутбуков — механические детали: жесткий диск, DVD-привод. Именно они при активной работе часто выходят из строя. Мобильные ПК выдерживают определенное количество закрываний/ открываний, с ними нельзя работать на морозе, а это необходимо, если нужно снимать показания с датчиков, особенно в Сибири. Малое время автономной работы (4-6 часов) и ограниченный либо по скорости (GPRS), либо по покрытию (Wi-Fi) доступ в Интернет окончательно ставят крест на таком способе полноценной удаленной работы, если речь не идет о непродолжительных командировках.

Поэтому, как правило, мобильные сотрудники используют специализированные промышленные терминалы (некоторые со сканером штрих-кодов) либо обычные коммуникаторы или КПК. Преимущество первых — в износоустойчивости (отдельные экземпляры выдерживают температуру до -20 градусов по Цельсию и падение на бетонный пол с высоты 150 см), вторых — в низкой цене ($600–700). К тому же цены на «обычные» устройства постоянно снижаются, к примеру, год назад рыночная цена карманного компьютера Asus P535 составляла 23 тыс. рублей, за год она снизилась на 6 тыс. Промышленные терминалы дороже — от $800 до $2000.

Мобильные сотрудники могут пользоваться как обычным, так и специализированным программным обеспечением (ПО). К числу ПО, специально разработанного под мобильные решения, можно отнести АСУМТ (автоматические системы управления мобильной торговли, например, CDC ОПТИМУМ), мобильные версии EAM (техническое обслуживание и ремонт) и WMS-системы (системы управления складами).

Другой вариант — в использовании решений терминального доступа. «Чаще всего в качестве таких решений используется оборудование Citrix. Иногда корпоративное ПО просто не требует установки, в этом случае доступ осуществляется через web-интерфейс. К примеру, Oracle E-Business Suite изначально построена так, поэтому никакой настройки не требуется», — говорит Александр Герасимов.

Максим Филичев не уверен в востребованности терминальных решений мобильными сотрудниками: «При нынешнем уровне развития средств подвижной связи в России тонкими клиентами пользоваться очень сложно. Да и стоимость лицензий (например, решение для SAP стоит порядка 2000 евро на мобильное рабочее место) тоже отпугивает покупателей. Выбором компаний, заинтересованных в автоматизации «полевых« сотрудников, остается использование специализированного ПО в связке с коммуникаторами или терминалами сбора данных типа Motorola/Symbol MC70». Именно поэтому такие компании, как Sun Interbrew или Efes, в свое время отказались от терминальных клиентов, предпочтя специализированные решения, существенно сэкономив на лицензиях и трафике.

В то же время, по мнению руководителя направления беспроводных решений компании «Микротест» Романа Подойницына, терминальный доступ в будущем станет более востребованным (стоимость оборудования снижается, а зоны действия высокоскоростных беспроводных сетей переходят от «островного» к практически повсеместному распространению).

Что дают мобильные системы?
Мобильные системы активно развиваются как с точки зрения функционала, так и по охвату различных отраслей. Больше всего ими охвачен высококонкурентный сектор торговли. «Мобильные системы в торговле применяют либо технически продвинутые компании с развитой филиальной сетью, которые на рынке давно и понимают его проблемы, либо агрессивные нишевые компании, которым нужно быстро захватить как можно большую долю рынка. При определенной мобильности и грамотном подходе их «автоматизированный« торговый представитель может посещать в два раза больше точек, чем обычный работник», — отмечает Максим Филичев.

«Выгода прежде всего в удобстве использования — все-таки если сравнивать сбор заказов на прайсах/бланках и мобильную торговлю, выбор будет однозначно в пользу последней. Все заявки поступают в режиме онлайн и торговые представители тут же видят количество товара на складе, что немаловажно при большом ассортименте товара (более 800 наименований). В результате в несколько раз сократилось количество «недовозов» — с 10% до 2–3%. Для обработки заказов требуется уже не два-три человека как раньше, а один операционист. Это позволило, не нанимая новых работников в офис, увеличивать количество торговых представителей, — оценивает эффект внедрения мобильных ИТ-решений директор по развитию кондитерского концерна «Черногорский« Виталий Нефедов. — Упростилась работа супервайзеров в тех городах, где внедрена система, изменение цены товара происходит автоматически, не нужно отдельно оповещать каждый филиал». Сегодня система мобильной торговли внедрена в 5 из 12 филиалов «Черногорского», в ближайшее время планируется запуск в Омске.

В результате внедрения мобильных решений у сотрудника в руках оказывается портативная CRM-система, которая показывает информацию по любой точке — с фотографией клиента, данными владельца, товароведа, схемой проезда и даже днями рождения и предпочтениями владельцев. «За последний год появилось много нововведений. Некоторые системы позволяют настраивать права доступа разным сотрудникам: к примеру, опытный торговый представитель может делать скидки, а остальные нет; или, например, можно задать торговым представителям сценарии работы — сначала фотографирование выкладки товара и снятие дистрибуции, а только потом прием заказа и его отправка в офис», — объясняет Максим Филичев.

Сфера применения мобильных ИТ-сервисов не ограничивается одной торговлей. Ими могут пользоваться практически все компании, работа которых связана с использованием сотрудников на выезде. Это сервисные отделы телекоммуникационных операторов, управляющие компании в жилищно-коммунальном секторе, газовые службы, логистические компании и т. д. Мобильные ИТ-решения подходят для сервисных отделов различных компаний, у работников которых есть определенный маршрут. В каждой точке этого маршрута они отправляют отчет о проделанной работе. Есть вариант привязки таких отчетов к геоинформационной системе (путем периодического опроса коммуникаторов с записью в GPS-трек) с учетом мест регистрации заказа.

Системы автоматизации технического обслуживания и ремонта (EAM) также имеют свои мобильные версии. Например, EAM-система iMaint позволяет проводить идентификацию подвижного состава, оборудования и запчастей в связке с системами автоматического определения идентификационных данных (сканеры радиометок и т. п.). В результате автоматизируется заполнение документов при учете простоя, местонахождения и пробега транспорта, идентификации неисправных узлов оборудования, учете движения материальных ценностей по складам. А применение КПК на рабочих местах сокращает время обнаружения неисправностей. Но внедрений таких систем в России пока нет. В эстонской компании «Ээсти Пылевкиви» планируют применять мобильный модуль для работы пользователей в условиях шахт. По информации «КС», аналогичное ПО сегодня рассматривает одна из угледобывающих компаний Кузбасса.

Точки роста
Прогнозируя рост рынка мобильных ИТ-решений, эксперты считают, что немалую роль в нем сыграет популяризация технологии RFID (радиочастотной идентификации). «Сфера применения RFID-систем постоянно расширяется, поскольку есть множество областей, где требуется учитывать разные объекты. Например, в библиотеках и архивах RFID используют для поиска литературы, регистрации полученных книг и возвращенных книг в библиотечный фонд. Мы уже автоматизировали при помощи этой технологии работу библиотеки Московского государственного строительного университета, — делится директор департамента топливных и смарт-систем компании «АйТи» (Москва) Александр Федин. — В торговле и логистике RFID-системы используются для учета и контроля перемещения грузов, товаров, прохождения контрольных точек транспортом, инвентаризации и т. п. Транспортные предприятия могут использовать технологию для управления движением, оплаты проезда и оптимизации пассажиропотоков. Компании и предприятия самых разных отраслей используют RFID-технологии в целях безопасности — для контроля доступа и перемещений персонала на территории, а также в автоматизированных системах, предназначенных для учета материальных ценностей и проведения инвентаризации. Например, технологию RFID планирует использовать одна из крупнейших в мире гидрогенерирующих компаний «ГидроОГК» для учета ИТ-оборудования в своем центральном офисе».

«Наиболее вероятными точками роста мобильных решений останутся транспорт и логистика, оптовая и розничная торговля. Здесь мобильные решения имеют наибольший потенциал для повышения эффективности бизнеса», — резюмирует Роман Подойницын.





Обсудить на Базаре ручных компьютеровОбсудить на Базаре ручных компьютеров

’витырь Љенгуратора



--
Просим при воспроизведении материалов этого сайта делать ссылку на Зоопарк ручных компьютеров
Copyright © 1999-2016 Зоопарк ручных компьютеров