Вход в Зоопарк
gps мониторинг автотранспорта и мобильных сотрудников.
Вход > Windows Mobile > Апрель 2004г.
--
6 Апреля 2004г.

Эмуляторы для КПК

автор: Андрей Маркелов
версия для печати

Впервые опубликовано в журнале «Upgrade» №15/2004(155).

В очередной статье, посвященной карманным компьютерам класса PocketPC, мы поговорим еще об одном интересном применении вашего электронного помощника. А именно о применении в качестве хост-системы для эмуляции других аппаратно-программных платформ.

Завидуете обладателям мобильных игровых приставок Nokia N-Gage или Game Boy? Право, не стоит. Если у вас есть карманный компьютер, работающий под управлением операционной системы Windows CE / Windows Mobile — это значит, что вам открыт доступ к десяткам тысяч игровых и прикладных программ для пусть и морально устаревших в качестве настольных, но еще вполне способных послужить вам в качестве мобильных систем.

В самом деле, типичный представитель PocketPC в настоящее время оснащается 250-400 мегагерцовым процессором, и 32-64 мегабайтами оперативной памяти. Неужели этих ресурсов не хватит для эмуляции восьми- и шестнадцатиразрядных платформ, составлявших подавляющее большинство учебного, развлекательного и рабочего парка ПК и игровых приставок десятилетней давности? Хватит, вполне. Ну а кто скажет, что такие шедевры, как «Elita», «Dizzy», «Saboteur 2», «Heavy on the Magic» или «Battle City» не актуальны и поныне, пусть первый бросит в меня камень.

Немаловажным является и то, что для ношения с собой в кармане Sony PlayStation, ZX Spectrum, «Денди», Atari и других систем, вам не придется отдавать кровно заработанные рубли дядям с www.pocketgear.com за их условно-бесплатные программы или рыться в отстойниках с условно-работающим варезом, который вполне может наградить вас очередным трояном. Практически все далее описываемые эмуляторы распространяются как freeware, то есть даром.

Итак, настал момент ветеранам смахнуть скупую мужскую слезу и, вздохнув, с ностальгией, сжать стилусы перед боем, а гражданам, не заставшим эпоху расцвета «спектрумов» и «коммодоров», наконец, приобщиться к наследию предков. Небольшое замечание для не желающих приобщаться и заранее записывающих все, что идет с разрешением менее чем 1024 на 768 точек в «отстой». При стандартном разрешении 320 на 240 современных PocketPC рассматриваемое устаревшее ПО выглядит более чем достойно. А по сюжету и «геймплею» многие хиты десяти- и пятнадцатилетней давности заткнут за пояс большинство современных игр, покоряющих сердца (и опустошающих карманы) игроков только продвинутой графикой. Еще раз повторюсь, что все это программное обеспечение в виду утери его коммерческой ценности обойдется вам по цене трафика, затраченного на скачивание означенного ПО из Сети.

Nintendo System
Начнем разговор со всем известной игровой приставки NES, она же «Денди». Один мой приятель рассказывал, как однажды он настолько наигрался в «танчики» — игру «Battle City», что когда он закрывал глаза, перед его мысленным взором продолжали ездить гусеничные боевые машины и стрелять, стрелять, стрелять… Из вещей, которые я вам рекомендую попробовать сразу после установки эмулятора, кроме «Battle City» назову «спиномозговик» «Super Mario Brothers», логическо-аркадную «BomberMan» и боевик «Contra».

Пару слов о самой приставке. Начало производства приходится на 1985 год (у нас NES в свой инкарнации «Денди» появилась годами позже). Восьмиразрядный процессор работал на частоте около 1,78 МГц, разрешение экрана составляло 256 на 224 точек, отображаемых 52 цветами, из которых одновременно вы могли созерцать только 26. Звук — пятиканальный. В стандартный комплект приставки входили два игровых джойстика, а сами игры распространялись в виде картриджей. Забавно было оформление картриджей (по крайней мере, китайских клонов, продаваемых у нас) — красочная наклейка оптимистично сообщала вам: «50 in 1», «100 in 1» или даже «150 in 1». Фактически же на картридже содержалось от силы пять-восемь игр, а расчет числа на лэйбле производился из формулы: число игр помноженное на число уровней для каждой. Для переноса кода игры на персоналку из картриджа требуется специальное оборудование. Но, как говорится «все украдено до нас», и нам останется лишь скачивать так называемые «ромы» (от Read Only Memory modules) из Сети.

После теоретического введения перейдем к практике. Я знаю несколько эмуляторов, работающих на PocketPC. Первый, о котором я хочу рассказать — PocketNES, который хоть и застыл на стадии финальной бета-версии, но вполне пригоден для эксплуатации. Скачать его можно по адресу: pocketnes.retrogames.com. Эмулятор устанавливается просто: setup-файл запускается на персоналке с установленным ActiveSync и подключенным к ней карманным компьютером (в общем, стандартный способ установки программ на КПК, без всяких сюрпризов). Запускается PocketNES ярлычком в меню Start > Programs > PocketNES. Но, прежде чем щелкать по ярлычку, не забудьте скопировать в папку My Documents на ваш карманный компьютер образы «ромов» с играми. Сами «ромы» можно легко найти в Интернете через поисковик по запросу NES + Roms. Чтобы облегчить вашу задачу, приведу несколько готовых ссылок: pristavka.kulichki.net, www.freeroms.com. Каждая игра — это один файл, обычно с расширением nes. После запуска эмулятора, заходим в меню Files > Open Rom и выбираем ранее скачанную игру для исполнения. Предварительно можно в меню Options > Controller назначить клавиши джойстика эмулируемой приставки аппаратным кнопкам PocketPC.

Не хуже, а может, даже лучше другой вариант эмулятора —PocketNESter. Его последняя версия — 0.7, даже еще более качественно работает со звуком. Устанавливается эмулятор аналогично. Для полноты картины хочу также упомянуть NesCE 1.0.1. Кстати, на этой страничке можно скачать также эмулятор Super Nintendo — шестнадцатибитного развития Nintendo System.

ZX-Spectrum
От «народной марки» мира игровых приставок перейдем к «народной марке» компьютерного мира. Появившись в далеком 1982 году (а в СССР в конце восьмидесятых), ZX-Spectrum на долгие годы стал самым массовым компьютером в родном отечестве. Многочисленные варианты монтажа на основе доступных компонентов (самым дорогим элементом был импортный центральный процессор Z80 фирмы Zilog) и простота сборки сделали этот компьютер по-настоящему «домашним». Компьютер был оснащен 48 килобайтами ОЗУ. В 16 килобайтном ПЗУ размещался интерпретатор языка Basic. Графическое разрешение экрана — 256 на 192 точек при 8 цветах. В качестве внешних накопителей использовались бытовые кассетные магнитофоны. О том, насколько популярен был ZX-Spectrum, можно судить хотя бы по тому факту, что в районном центре с 80-тысячным населением, где я заканчивал одиннадцатый класс, в то время было более двух десятков точек продажи кассет с программным обеспечением для данного компьютера. Спрос рождал предложение.

Я надеюсь, что в ближайшее время нам на страницах журнала еще удастся подробно поговорить об этой замечательной платформе (и не только в ее игровом применении), а сейчас я мимоходом коснусь лишь основных, знаковых игровых программ для ZX-Spectrum, которые рекомендую посмотреть в первую очередь, сразу после установки эмулятора.

Elita — родоначальник всех трехмерных космических симуляторов (1984 г).

Nether Earth — возможно, самая первая стратегия в реальном времени. (1987 г). Обладает потрясающим «геймплеем». Кстати, существует и PC-версия римейка по адресу braingames.getput.com/nether. Как игра выглядит в эмуляторе — смотрите на иллюстрации.

Tau Ceti 2: Academy — очень продвинутый симулятор боевого космического корабля с десятками миссий. Stunt Car Racer — трехмерные гонки с векторной графикой. Saboteur 2, Dizzy — аркады.

Лучшим эмулятором ZX-Spectrum, на мой взгляд, является PocketClive, который можно скачать по адресу pocketclive.emuunlim.com. Помимо ZX-Spectrum 48, эмулятор поддерживает более продвинутые его модификации: 128К, Plus2 и Plus3. Для новых моделей, наряду с «бипером», осуществляется эмуляция AY — музыкального сопроцессора.

Инсталляция эмулятора не представляет собой ничего сложного, по ее окончании в папке Program FilesPocketClive будут располагаться файлы эмулятора. Хочу обратить внимание читателей на два подкаталога: Roms и Tapes. В первый вы должны помещать игры и программы в форматах .z80 и .sna (образы ОЗУ эмулируемого компьютера), а во второй — .tap и .tzx (данные в формате виртуальной магнитной ленты кассеты с программой). Если после загрузки слепка ОЗУ вы сразу получаете запущенную в эмуляторе программу, то при загрузке «ленты» вам надо дать команду встроенного Basic`а: Load """. Команды отдаются с виртуальной сорокадвухкнопочной клавиатуры, отображаемой в нижней части экрана. Там же расположены иконки меню. Для загрузки «снапшотов» и «лент» используются отдельные пункты меню в виде дискеты и кассеты. Иконка-джойстик переключает эмулятор из режима виртуальной клавиатуры в режим этого самого джойстика, а гаечный ключ символизирует меню опций.

Тысячи игровых и системных программ для ZX-Spectrum можно скачать на «сайте номер один» любого «спектрумиста» —www.worldofspectrum.org.

DOS
Итак, мы рассмотрели по одному представителю кланов игровых приставок и персональных компьютеров. Третье, и последнее направление эмуляторов, которое мы рассмотрим — это эмуляция на PocketPC… операционной системы DOS. В качестве примера эмулятора возьмем PocketDOS. Это платная программа, используя которую, нам придется наблюдать при каждом ее запуске тридцатисекундную заставку. Как программа выглядит в действии можно посмотреть на следующей иллюстрации, где я в качестве демонстрации запустил одну из классических AD&D ролевых игр так называемой Gold Box Series.

Запускаемые программы под эмулятором должны укладываться в следующие системные требования: процессор Intel 8088/8086/80188/80186; 700 кб + 176 кб UMB; видеоадаптер — CGA или MCGA; MS-DOS версии 6.22.

Подробнее с требованиями вы можете ознакомиться на сайте эмулятора. Установка PocketDOS проходит без трудностей, так что на ней я не буду останавливаться. После созерцания заставки, про которую я уже упоминал, вы оказываетесь один на один с «промптом» системы и далее можете пользоваться резидентными командами DOS, а также запускать программы, которые предварительно скопировали на «наладонник». Доступ к меню с настройками и «мапингом» файловой системы PocketPC на файловую систему эмулятора вызывается значком в левой части экрана. С остальным, я думаю, вы разберетесь самостоятельно. Альтернатива PocketDOS — эмулятор.

Само собой, в одной статье даже бегло невозможно рассказать про все многообразие «отправившихся на покой» игровых и компьютерных систем, которые эмулируются на КПК. В одной из врезок я перечислил некоторые из платформ, которым не хватило места для подробного обзора.

Эмуляторы других систем на КПК

PocketSNES — эмулятор Super Nintendo.

MorphGear — чемпион по числу поддерживаемых платформ: Nintendo GameBoy Advance, Nintendo GameBoy Color, Nintendo Entertainment System, SEGA MasterSystem, SEGA GameGear, SEGA Genesis Super, Nintendo Entertainment System, TurboGrafx-16.

CE/gg — эмулятор GameGear и Sega Master System.

Pocket Coleco — эмулятор Coleco Vision.

gnuboy CE — эмулятор Game Boy.

AppleCE — эмулятор Apple II+.

CastCE — эмулятор Atari ST.

Pocket Atari— эмулятор Atari 800.

Pocket VCS — эмулятор Atari 2600.

PocketMSX v0.003a — эмулятор Yamaha MSX.

PocketLynx 1.0 — эмулятор Atari Lynx.

Установка GAPI
Некоторые эмуляторы, как и многие другие «продвинутые» программы, активно эксплуатирующие графическую подсистему (например, Pocket Doom и Pocket Quake), для корректной работы требуют установленную библиотеку GAPI — Pocket PC Game API, то есть интерфейс программирования игр.

Текущая версия данной библиотеки 1.2, а скачать ее можно на сайте компании Microsoft. После того, как вы скачаете требуемый файл, представляющий собой самораспаковывающийся архив, весящий менее 100 килобайт (gapi12.exe), его необходимо запустить на исполнение. В результате получится несколько папок: ARM, MIPS и SH. Каждая из папок, как не трудно догадаться, содержит бинарные файлы для соответствующего процессора, которым оснащаются карманные компьютеры на платформе PocketPC. Для всех новых моделей нужные файлы необходимо искать в папке ARM. Далее копируем полученные файлы в папку Windows на вашем КПК. Готово!

Оригинал этой статьи и другие материалы автора можно найти на сайте Markelov.Net. Опубликовано с любезного разрешения автора.





Обсудить на Базаре ручных компьютеровОбсудить на Базаре ручных компьютеров

’витырь Љенгуратора



--
Просим при воспроизведении материалов этого сайта делать ссылку на Зоопарк ручных компьютеров
Copyright © 1999-2016 Зоопарк ручных компьютеров