Вход в Зоопарк
gps мониторинг автотранспорта и мобильных сотрудников.
Вход > Беспроводная мобильная связь > Июль 2002г.
--
11 Июля 2002г.

Первый юбилей Beeline-GPRS

автор: Алексей Сиречь
версия для печати
Операторы озаботились извлечением дохода с GPRS. Эта озабоченность явственно просматривалась в разговорах среди операторов и вендоров на круглом столе, который провел 10 июля «Билайн». Впрочем, для более точной передачи атмосферы, наверное, лучше сказать, что итог полуторачасового обсуждения выражается немного по-другому — «ой... и что это у нас получилось?» Мысль, которая пробилась сквозь глубокое уважение к уважаемым вендорам и не менее уважаемым операторам к концу первого часа прений в первый момент была шокирующей -- а ведь никто просто не знает, что делать с GPRS и (это уже в процессе выслушивания и вендоров и операторов) как на этом зарабатывать деньги!

О вреде бизнес-планов (лирическое отступление)
Мне всегда было интересно — почему многие проекты новинок выглядят так, будто их копировали один с другого? Если новый ручной ПК — то бесклавиатурный, с цветным экраном, с пером и так далее. Оригинального крайне мало и причем, это оригинальное предлагается не крупными компаниями, но небольшими «фирмешками». Над причинами такого положения думал. Много. Пришел к такому выводу. Как известно всякому выпускнику бизнес-колледжа, бизнес следует создавать и развивать по плану. План следует написать. Потом ему следует следовать. Еще одна неопровержимая истина — бизнес-план пишет менеджер. Человек, который по сути своей — наемный работник. Соответственно, последнее, что ему требуется — это написать такой бизнес-план, за который потом, в случае чего, отыграются на нем (лишение премии, увольнение, штраф, что угодно). Соответственно, в бизнес-плане уместно ориентироваться на успешные примеры, дополняя и развивая их данными исследовательских компаний. Тогда все прекрасно — ответственность перекладывается на плечи исследовательских агентств, на тенденции рынка, на технологию — куда угодно, но не на менеджера. В итоге — сотни почти одинаковых бизнес-планов и десятки (не всякий план доходит до этой стадии) одинаковых проектов. Это, безусловно, гипотеза, но гипотеза, подтверждение которой я наблюдаю с пугающей регулярностью (чего далеко ходить за примерами — имеется глубокое убеждение, что PocketPC как таковой был сделан по этому принципу, почему иначе он так похож по многим параметрам пользовательского интерфейса на Palm?). И нет никаких оснований полагать, что на рынке сотовой связи не используется ровно такой же сценарий. Те, что пишет бизнес-планы, должны сослаться на существующие прецеденты и успехи. Но это сковывает мысль и не позволяет посмотреть свежим взглядом. Непонятные, пусть и сколь угодно перспективные идеи в бизнес-плане неуместны — поэтому их стараются опускать. Именно это сейчас происходит с GPRS. Конец отступления.

GPRS (до третьего поколения разговор так и не дошел, ну да не суть важно — и то и то есть услуги передачи данных) — технология, говоря про которую все почему-то думают, что она внесет какие-то существенные коррективы в бизнес-модель работы и вендоров и операторов. Да не внесет. Просто откроет еще один сегмент, в котором и те и другие будут заниматься привычной им деятельностью, первые — предоставлять услуги передачи информации (в широком смысле этого лова, голос — тоже информация), другие — изготавливать «железо», которое позволит абонентам пользоваться этими услугами.

Но вместо этого, констатируя широкие перспективы, и те и другие проявляют прямо-таки гипертрофированный интерес к WAP over GPRS (это тенденция, это не случайный поворот разговора на одной отдельно взятой встрече). Идея — массам нужен WAP over GPRS. Соответственно, нужны дешевые трубки со средствами GPRS (которые пока есть, как правило, только в достаточно дорогих моделях). А оператор должен предоставить «мобильный контент».

Ни-фи-га! (прошу прошения за эмоциональность ;) массам не нужен WAP, это легко понять хотя бы сравнив посещаемость WAP-сайтов операторов и количество их абонентов, имеющих трубки, способные «ползать» по WAP. Вообще, WAP как таковой — пережиток прошлого, отголосок тех (недалеких) времен, когда сквозь канал 9,6 с оплатой по 10-15 центов в минуту нужно было пропихнуть хоть сколько-нибудь информации и уместить ее на мелком экране. Слава операторам, те времена прошли (почти). Зачем он нужен сейчас? У этой технологии нет перспектив развития — разве, что продолжать обрастать цветом, «скрипами» и прочим, но чем она тогда будет отличаться от HTML? Правильно, ничем. И зачем он тогда нужен? Посему — WAP должен умереть.

Но WAP — это единственный на сегодня пример хоть сколько-нибудь востребованной услуги на базе передачи данных — именно поэтому в бизнес-планах, исследованиях, отчетах и прочей аналитике все ссылаются на этот опыт. Другого просто нет (мелодии и логотипы — отдельная песня). Есть только SMS — но на роль success story не подходят, ибо давно не новинка. Итог — мы видим попытки втиснуть GPRS в рамки WAP, классический случай «загнать квадратный столбик в круглое отверстие». Зачем?

Все, что нужно большинству пользователей, которые работают с GPRS сегодня — возможность работать со своего ноутбука или ручного ПК в Интернете. Те, кто захотят это делать завтра — пожелают иметь или интегрированное устройство или же адаптер для того же ноутбука. Но им не нужны сомнительного вкуса гороскопы, которые сумели продать под видом «мобильного контента» ушлые менеджеры по продажам компаний, которые это добро выпускают. GPRS же позволяет — буде абонента заинтересует такая возможность — выбрать наиболее устраивающий пользователя гороскоп (прогноз погоды, анекдоты, мелодии, что угодно) в Интернете, где они водится десятками и сотнями. Дело оператора — предоставить ему возможность добраться до означенного сайта откуда угодно, дело вендора — выдать «на-гора» терминал, который позволит проделать это с максимальным удобством. Но... есть бизнес-план. Посему — вперед, на поиски «мобильного контента». А между тем, «за бортом» остается сегмент, который может приносить деньги уже сейчас, для которого не нужно никаких услуг, кроме базовой — доступа в Интернет. Их можно продавать прямо сейчас (если бы были) — просто в тех же салонах операторов сотовой связи. Тонкость тут только одна — все-таки, интегрированное устройство представляет собой в значительной мере ручной ПК, и как следствие, для продажи крайне не помешают специальные знания, которыми дилеры сотовых сетей не обладают (если вы — дилер, вот вам тест — ответьте на вопрос «как решить проблему появления дубликатов записей в адресной книге Outlook после синхронизации с Outlook 2000?»). На эти грабли наступила в известной мере Nokia моделью 9210, но, тем не менее, смартфоны и коммуникаторы — прекрасная возможность и для вендоров и для операторов выйти на рынок достаточно дорогих — а следовательно прибыльных! (если не наделать глупостей, конечно) — трубок. Вместо этого, при сохранении нынешних тенденций, мы будем иметь сонм дешевых трубок с WAP over GPRS, который точно так же не будет использоваться, как сегодня не используется WAP при «обычном» (CSD) соединении... И вендоры опять будут жаловаться на спад продаж и отсутствие средств для развития — еще бы! А чего вы хотели от рынка недорогих устройств!

Пикантность ситуации в том, что у нас, на рынке ручных ПК, уже есть пример, ярко иллюстрирующий невозможность выжить на дешевой технике, — Palm.

Финансовые проблемы этой компании на 90% обусловлены стратегией на недорогие (m100 и последующие) модели — с минимальной ценой, прибыль ими приносимая тоже минимальна, соответственно, о каком развитии, о каких НИОКР, может идти речь? Где деньги? На сотовом рынке картина, разумеется, сложнее — но суть не меняется, ну пусть из-за финансовых проблем компания не разорится, а просто прикроет отделы по разработке конкретных продуктов.

Мысль казалось бы, очевидная, просто-таки бьет в глаза — но по сути, никто, кроме Nokia (и понемножку у Sony Ericsson) пока этим не озаботился. Попытки были — но и только (вспоминаем Accompli 008, который лично я продаже не видел, да и сравнивать это устройство с современным PDA нельзя, скорее это был органайзер Casio и сотовый телефон в одном флаконе; припоминаем Siemens SX-45... нет, об этом даже вспоминать не хочется ;). Более того, есть большое подозрение, что, кроме Nokia, почти никто из вендоров не имеет сколько-нибудь целостной концепции развития этого сегмента вообще... Например, в секторе услуг передачи данных на базе GPRS для систем промышленной автоматизации из крупных компаний сегодня фактически играет только Nokia — хотя этому сектору все пророчат весьма существенную долю от общего объема услуг на базе GPRS. Могу ошибаться, даже хотелось бы, но...). И есть подозрение, что многие из вендоров (много лет зарабатывающих свои деньги услугами голосовой связи) психологически оказались не готовы к наступлению эры 2,5G... Рад буду ошибиться.

Комментарии можно присылать по адресу sir-aleksej@yandex.ru



Обсудить на Базаре ручных компьютеровОбсудить на Базаре ручных компьютеров



’витырь Љенгуратора



--
Просим при воспроизведении материалов этого сайта делать ссылку на Зоопарк ручных компьютеров
Copyright © 1999-2016 Зоопарк ручных компьютеров