Вход в Зоопарк
gps мониторинг автотранспорта и мобильных сотрудников.
Вход > Аналитика > Декабрь 2001г.
--
28 Декабря 2001г.

Ручные ПК — рынок на перекрестке

автор: Олег Лебедев
версия для печати

Рынок ручных ПК нельзя отнести к числу наиболее активных в ИТ-индустрии. Новых моделей появляется не так много, как, скажем, новых мониторов, изготовителей тоже не так много... Но этот рынок продолжает привлекать к себе внимание, поскольку пользуется репутацией сегмента, находящегося «на пересечении» рынка ПК и таких сугубо потребительских секторов, как бытовая электроника и сотовая телефония. И именно это обстоятельство в первую очередь привлекает внимание реселлеров и в последнее время широкопрофильных дистрибьюторов. Тенденции развития этого сектора пока остаются положительными. Продажи растут и в мире, и в России. На российском рынке объемы продаж в 2001 г. (с учетом прогнозируемых в IV квартале) выросли с 16 тыс. в 2000 г. до 29 тыс.

Рынок
Основной рост продаж пришелся на бесклавиатурные модели, что связано как с их активной рекламой, так и с их доминированием на рынке США, а также общим убеждением в индустрии, что модели без клавиатуры — именно то, что нужно рынку (в основе этого мнения лежит, разумеется, давний успех Palm).

В течение года ведущим игроком и в данном сегменте (в мире), и в целом на рынке все еще оставалась компания Palm, но именно «все еще» — ее очень сильно теснили Microsoft «сотоварищи», прежде всего Compaq (с «бестселлером-2001» iPAQ PocketPC). Это верно и для России, у нас на долю бесклавиатурных машин пришлось две трети сбыта (включая все марки и модели), причем доли рынка, принадлежащие бесклавиатурным моделям на базе Windows CE и органайзерам Palm, практически сравнялись (в штучном выражении есть разрыв).

Увеличение продаж в России было связано с весьма глубокими изменениями на рынке — 2001 г. можно считать годом превращения PDA в относительно массовый товар, если не с точки зрения объемов сбыта, то с точки зрения работы реселлеров на рынке.

Главная причина — резкое снижение цен, обусловленное как общеизвестными экономическими причинами, так и избранной некоторыми изготовителями стратегией. Средняя цена одного изделия в 2000 г. составляла 420-450 долл., тогда как по итогам 2001 г. уже 320-340 долл. (при этом основной объем сбыта приходился на нишу «до 300 долл.»). Из-за общего спада и финансовых проблем изготовителей в 2001 г. наблюдались массированные «сливы стоков», чем не преминули воспользоваться «серые» дилеры.

Снижение цен (как обычно, все началось за рубежом, а официальные каналы не успели «транслировать» новые цены на Россию) в сочетании с интересом пользователей к ручным ПК привело к тому, что в середине года на рынок хлынула «волна» удешевленных моделей, которые активно продавали «серые» поставщики. Соблазн заработать на разрушении рынка оказался настолько велик, что даже те компании, которые ранее лишь изредка практиковались в «серых» поставках (а учитывая периодический дефицит наиболее ходовых моделей, этим грешили практически все), в этом году в значительной мере обеспечивали свою долю на рынке «серыми» поставками (прекрасный пример: модели серии Sony CLIE, которые, как и ноутбуки Sony, в Россию официально не поставляются, но которые тем не менее продают многие компании). Закономерный эффект такой активности состоял в том, что по некоторым марке рынок был просто «убит» (например, средняя маржа на рынке Palm уже подбирается к 1-3 долл. с машины). Как следствие, изменилась та структура рынка, которая просуществовала много лет. Многие компании, особенно те, которые когда-то создавали и много лет развивали рынок ручных ПК, до сих пор следовали стратегии «добавленной стоимости», когда, кроме продаж, занимались и собственными разработками, предлагая ручные ПК в комплекте с ПО, с услугами и пр., зарабатывая таким образом на создании и развитии рынка. Но в этом году даже многие из них соблазнились «быстрыми деньгами», попытались заработать, разрушая существующую структуру рынка, но в конечном счете сами потеряли способность конкурировать с более агрессивными соперниками, играющими в стиле box-moving.

Пойдет ли резкая ломка существующей структуры на пользу рынку или нет — еще непонятно. Пока же можно сказать только, что выиграет тот, кто вовремя сумеет объединить те приемы работы на данном рынке, которые были наработаны за время его существования (разработка собственных продуктов и услуг) и новые для него подходы (в принципе, классический box-moving). Это задача достаточно сложная. Но выполнимая. Сегодня наиболее перспективным вариантом представляется аутсорсинг услуг, когда реселлер снимает с себя в общем-то несвойственные ему функции (разработка и поддержка программ, русификация и пр.), передавая их специализированным компаниям. Такая схема работы существует довольно давно, например в случае с платформой Psion, когда поставщик в принципе не занимался разработкой русификатора и прикладного ПО, делегировав эти функции внешней компании, но, судя по тенденциям развития рынка, реселлеры, которые не сумеют перестроиться, рискуют проиграть.

Перспективы
Так или иначе, реселлеру, который предполагает работать (или работает) на этом рынке, нужно иметь в виду несколько тенденций, которые весьма существенно будут влиять на его развитие. Среди них ряд бесспорных, которые гарантированно обеспечат некоторый сбыт ручных ПК. Но есть и некоторые «темные лошадки», на которые делать ставку несколько рискованно, но, может быть, и оправданно, если повезет.

Прежде на рынке ручных ПК преобладало убеждение, что соответствие изделия запросам пользователей — есть главное условие успеха, потому эти требования выясняются, и изготовитель стремится адаптировать платформу под запросы существуюших пользователей. Эта тенденция доминировала на рынке достаточно долго, родившись сначала из технологических ограничений (для первых PDA просто нельзя было использовать мощные процессоры, затем — после успеха Palm — потому что на рынке возникла «инерция простоты», идеология утвердилась на фоне блестящей Success Story Palm.

Но в этом году все изменилось — началась та же «гонка мегагерц и мегабайт», что и на рынке настольных систем и ноутбуков. Microsoft сумела основательно «продвинуть» свою платформу, набрав критическую массу пользователей, многие из которых ранее не работали с PDA, про «Palm-дзэн» не знают и при выборе модели руководствовались правилом: ни памяти, ни скорости «много не бывает», что в случае с PocketPC подтверждалось и личным опытом пользователей.

Поэтому одна из основных тенденций, которые будут определять лицо рынка в 2002 г., — рост популярности платформы Windows CE/PocketPC. Несмотря на то что в последнем квартале 2001 г. наблюдается который спад, связанный с анонсами новых моделей, на рынке пока отсутствующих, но ожидаемых пользователями. Это, с одной стороны, привело к некоторому увеличению сбыта машин на базе PalmOS (подарок на праздники все равно нужен), с другой — создало некоторый «отложенный» спрос на новые модели, основанные на программной платформе PocketPC 2002. Компьютерам Palm это обстоятельство помогло не очень заметно. В IV квартале в выигрыше скорее оказалась HP, которая, единственная из всех изготовителей, обеспечивала промышленные поставки моделей серии Jornada 560 на базе PocketPC 2002 (немного тут выигрывала и компания Compaq благодаря возможности обновления ОС в модели iPAQ PocketPC). Важное следствие — рост доли рынка Windows CE сулит некоторые надежды на развитие рынка аксессуаров, прежде всего плат памяти (для Windows ее много не бывает) и возможности «перманентного апгрейда». Например, сейчас ожидается выпуск новых процессоров серии StrongARM, которые, как обещает Intel, будут работать с тактовой частотой до 400 МГц. Соответственно спустя некоторое время многие пользователи начнут обновлять свои модели.

Кроме того, благодаря «гонке мегагерц» пользователи начинают применять ручные ПК для задач, которые ранее даже не рассматривались как возможные для них. Например, PocketPC благодаря мощным процессорам неожиданно породили моду на видео для PDA, что, несмотря на все ограничения (например, небольшие экраны), представляется исключительно удачным «рекламным преимуществом», которое будет стимулировать продажи.

Перспективы PDA на корпоративном рынке (если говорить о России) тоже представляются достаточно абстрактными. Несмотря на, казалось бы, существенный потенциал, в России этот сегмент пока развит весьма слабо (слабее, чем мог бы быть). Не будет большим преувеличением сказать, что рынок корпоративных решений на базе ручных ПК, выйдя за рамки частных заказных решений и проектов, сформировался только в 2001 г. В мире рынку корпоративных решений на базе ручных ПК сулят весьма многообещающие перспективы. Например, компания Psion вообще предполагает прекратить работу на рынке потребительских моделей, делая акцент на корпоративные терминалы, подобные недавно выпущенному Psion netPad. В России на этом нарождающемся направлении, естественно, возникает проблема узнавания — потребители просто не знают о возможностях индустриальных моделей ручных ПК. Поэтому 2002 г. может стать годом «образования» (в смысле повышения информированности потребителей). Сегодня все три платформы находятся примерно в равных условиях. Windows CE и Psion удобнее, с точки зрения разработчика решений, поскольку у Palm слишком велики «накладные расходы» на разработку. С платформой Palm связаны некоторые чисто технические проблемы. Например, особенности терминалов (отсутствие файловой системы, ограничения по памяти, многообразие версий платформы, маломощный процессор и пр.), необходимость в избыточном «кодировании» (при разработке «под Palm», по разным оценкам, на «полезный» исходный текст программы приходится лишь около 30%, остальное — «бесполезно», но необходимо для интеграции в ОС).

В то же время Windows CE практически вообще не представляет проблем при изучении, поскольку основана на платформе Win32, в случае с Psion разработка упрощается наличие развитой объектной модели и возможностью применения для разработки стандартных инструментальных пакетов, таких как Microsoft Visual C++.

Перспективы смартфонов и коммуникаторов на российском рынке пока неясны. В 2001 г. на рынке начали появляться первые коммуникаторы, на базе Windows CE и Symbian OS, причем последний весьма и весьма успешно стартовал в Европе, немного потеснив традиционных игроков. В России на сегодня только Nokia 9210 в этой нише представляет более или менее достойного игрока (с точки зрения сбыта), но и здесь пока классическая ситуация — «первый блин...». Просто потому, что изготовитель принял решение продавать, по сути, ручной ПК, используя существующий канал сбыта сотовых телефонов. Судя по достаточно скромным — на фоне масштабной рекламной кампании Nokia — показателям продаж, это решение оказалось не очень удачным, все-таки подобный продукт предполагает совершенно иные подходы к продажам, нежели методы, практикуемые «сотовыми» реселлерами (да и согласно традициям этого рынка, на сегодня существующий спрос в значительной мере удовлетворялся «серыми» дилерами). Модели на базе Windows CE (Sagem WA3050, Siemens SX-45) пока остаются «темными лошадками» (у каждого из них есть недостатки, которые могут сказаться на продажах), равно как и смартфоны, которые анонсировала — но пока не продает — компания HandSpring (модели семейства Visor Treo).

Но один из главных итогов 2001 г. на рынке PDA — крах идеи «пользователям нужны недорогие PDA». Да, они нужны — пользователям. Но ставка на бурный — в сотни раз! — рост рынка PDA, которую делали некоторые изготовители, не оправдалась. Само по себе это было неопасно, но в сочетании с концепцией построения модельного ряда, которой придерживались многие изготовители (одна-две относительно «безразмерные» модели, подходящие, по мнению изготовителя, большинству пользователей), естественное преобладание в структуре продаж недорогих моделей не оставило возможности маневрировать. Прекрасным примером стала компания Palm, которая, увлекшись недорогими моделями серии Palm m100, заканчивает год с огромными убытками (ей, конечно, «помог» и общий спад на рынке).

Все-таки современный рынок PDA намного ближе к рынку бытовой электроники, чем к традиционному рынку ПК.





Обсудить на Базаре ручных компьютеровОбсудить на Базаре ручных компьютеров

’витырь Љенгуратора



--
Просим при воспроизведении материалов этого сайта делать ссылку на Зоопарк ручных компьютеров
Copyright © 1999-2016 Зоопарк ручных компьютеров