Вход в Зоопарк
gps мониторинг автотранспорта и мобильных сотрудников.
Вход > Palm OS > Апрель 2001г.
--
20 Апреля 2001г.

Основы Palm-Дзен философии

автор: Александр Любишев
версия для печати
В 2000 году в издательстве «Morgan Kauffman Publishers» вышла книга под редакцией Эрика Бергмана (Eric Bergman) «Information Appliances and Beyond. Interaction Design for Consumer Products», представляющая собой серию интервью с разработчиками пользовательского интерфейса различных «информационных устройств». Одна из глав этой книги — «Designing the Palm Pilot: A Conversation with Robert Haitani», описывает беседу Эрика Бергмана с Робертом Хаитани — дизайнером пользовательского интерфейса для PalmPilot — первого КПК на платформе PalmOS.
Краткий пересказ довольно длинного интервью с таким талантливым собеседником, как Хаитани, обладающим отчетливо выраженным образным мышлением (он почти ничего логически не доказывает — он приводит яркое, запоминающееся образное сравнение, после которого вопросы и возражения становятся излишними) — неблагодарное занятие. Пересказ заранее обречен быть бледной копией блестящего рассказа. Поэтому отошлем нашего читателя к оригиналу, а здесь приведем только основные мысли, легшие в основу концепции PalmPilot.
Размеры: с самого начала руководитель проекта Джеф Хоукинс задал ограничение на размеры нового устройства — оно должно было помещаться в карман рубашки.

Функции: до того, как начали проектировать пользовательский интерфейс, был определен состав функций, которые войдут в новый компьютер. Было проведено исследование пользователей сущесвовавших КПК и установлено, что чаще всего используются функции органайзера. Их и решили оставить в качестве базовых (встроенных в ОС), безжалостно выкинув все остальное (в частности, возможность принимать и посылать email прямо с мобильного устройства). «Пользователи просят дополнительные функции, как дети просят конфетку.
Пользователи просят дополнительные функции, как дети просят конфетку. В проектировании ручных устройств вы сами должны сделать выбор оптимального решения для них.В проектировании ручных (handheld) устройств вы сами должны сделать выбор оптимального решения для них». В то же время исследование показало, что узким местом КПК является обмен с настольным компьютером (а 90% пользователей КПК, согласно исследованию, имели персональные компьютеры), поэтому была придумана технология HotSync и крэдл — пользователь вставляет устройство в крэдл, нажимает на кнопку — и готово.
Сейчас простота этого процесса является как бы само собой разумеющейся. Как и то, что карманный компьютер нуждается в постоянном обмене данными с настольным ПК. В отличии от первых КПК, которые проектировались для того, чтобы освободить пользователя от настольного компьютера, PalmPilot разрабатывали, исходя из предположения, что пользователь захочет иметь в кармане некоторые данные (в том числе и из ПК), но абсолютная свобода от настольного ПК ему не нужна.

Интерфейс: при разработке интерфейса необходимо было разрешить противоречие между необходимостью обеспечить пользователю максимально быстрый доступ к данным (и вводу данных) и ограниченным размером экрана. Зачем обязательно иметь доступ к данным и элементам управления за одно нажатие? Затем, что карманные компьютеры, в отличие от, например, лэптопов имеют совершенно другой режим использования. Если лэптоп вы включаете редко и на относительно длительные промежутки времени, то КПК включается часто, но буквально на несколько секунд. Быстро найти нужную информацию или быстро черкануть пару слов — и все. В этом смысле КПК по способу своего использования (по мнению Хаитани) больше приближается к наручным часам, чем к настольным системам.
А теперь представьте, говорит Хаитани, что вам для того, чтобы узнать время, нужно включить свои часы, найти и нажать иконку «Текущее время», а затем ответить на диалог «Введите ваш часовой пояс» (Time Zone). А вы-то считали этот диалог крутой функцией, когда покупали свои часы... Через некоторое время такие часы окажутся в ящике вашего стола. Такова печальная судьба всех КПК с плохо продуманным интерфейсом — сначала пользователь восхищается изобилием функций, предоставляемых его КПК, и только спустя некоторое время обнаруживает, что этими функциями крайне неудобно пользоваться. Печальная судьба всех КПК с плохо продуманным интерфейсом — сначала пользователь восхищается изобилием функций, предоставляемых его компьютером, и только спустя некоторое время обнаруживает, что этими функциями крайне неудобно пользоваться.
«...представьте что-то, что вы используете все время, например телефон или мышь, и положите это в ящик стола. Чтобы достать это требуется всего лишь один дополнительный шаг. Это занимает всего лишь секунду. Но вы пользуетесь этим часто и кумулятивный эффект мучительно раздражает. С другой стороны, одно дополнительное нажатие не имеет значения для вещей, которыми вы пользуетесь нечасто».

Именно по этой причине на корпусе PalmPilot были размещены четыре аппаратные кнопки быстрого запуска приложений, дублирующие кнопку включения питания. Чтобы не надо было сначала включать КПК, потом доставать перо для того, чтобы ткнуть в нужную иконку.
Частота операции x Время одной операции = РасстройствоПочему только четыре кнопки? Кстати, это же число — четыре кнопки — Хаитани ввел для себя в качестве сознательного ограничения для экранного интерфейса. Потому что когда количество кнопок не превышает
четырех, пользователь находит нужную не задумываясь, интуитивно, на ощупь. Если больше — сначала переключает свое внимание на кнопки, отыскивает глазами нужную и только потом нажимает ее, возвращаясь из процесса поиска к тому, ради чего он, собственно, ее нажал. Мелочь, а неприятно.

Хаитани называет это философией Дзен, примененной к пользовательскому интерфейсу: главное — сохранять внутреннее спокойствие пользователя, ничто в интерфейсе не должно напрягать, нервировать, приводить к растерянности и расстройству. «... кажется, что он [Palm] просто делает то, что вы хотите, и это вам нравится. Он просто делает ту работу, которую вы хотите сделать, и обеспечивает правильный набор функциональности...» (подчеркнуто автором статьи).

Компьютер
Первое, что бросается в глаза при знакомстве с карманными компьютерами под управлением Palm OS — малые размеры устройства (хорошо!), малые размеры экрана (плохо!) и просто-таки спартанский дизайн как самого устройства, так и операционной системы, включая встроенные приложения. Какой же это компьютер? Это какой-то органайзер. Тем более что сам производитель сначала так и называл свое изделие — «присоединяемый органайзер». На первых моделях Palm (называвшихся Pilot-ами) не было даже инфракрасного порта! И на всех (самых современных) моделях размер встроенной памяти — не больше 8 Мбайт. Про 16-33 мегагерца центрального процессора и говорить не приходится. Не впечатляет. И где же тут технический прогресс, который (в области КПК) измеряется сотнями мегагерц и десятками мегабайт встроенной памяти? На самом деле все не так просто, как кажется. И чтобы добиться этой кажущейся простоты, разработчикам этого замечательного устройства пришлось приложить немалые усилия. Второе, что «бросается в глаза» людям, имевшим возможность использовать это устройство в реальной жизни (и еще более — имевшим возможность пользоваться КПК и на других платформах) — простота (и удобство) применения. При весьма скромных технических характеристиках компьютеры Palm позволяют сделать работу с носимой информацией максимально удобной (и быстрой!), делая техническое средство хранения и ввода мобильных данных — КПК — совершенно прозрачным для пользователя.

На самом деле Palm — это маленький компьютер. Причем спроектированный так грамотно, что программы для Palm OS занимают на удивление мало места. Например, Email-клиент MsgAgent — 141K, программа для отправки SMS по-русски RuSMS — 22K, эмулятор терминала VT100 Pilot VT100 — 10K. Так что ваших 8Mбайт встроенной памяти хватит на то, чтобы загрузить в Palm больше программ, чем на самом деле может понадобиться. Дать здесь подробный обзор всего программного обеспечения, существующего под Palm, невозможно физически. Более 7,000 программных продуктов (желающие могут посмотреть на www.palmgear.com), очень много бесплатных и условно-бесплатных программ, программочек и утилит. Для крохотных размеров компьютера — совсем не плохо. Неудивительно, что платформа Palm продолжает уверенно держать лидерство на рынке КПК. Не имея ни одной строчки программного кода от Microsoft!

Развитие платформы: модули Springboard
Дальнейшим развитием платформы Palm стали КПК Visor от компании Handspring. Главное отличие Visor от всех других КПК с PalmOS — разъем расширения SpringBoard, позволяющий подключать дополнительные модули, расширяющие аппаратные возможности КПК. Карточки SpringBoard поозволяют превратить компьютер в сотовый телефон, пейджер, MP3-проигрыватель или FM-радиоприемник. Разъем Springboard отличается от других стандартных средств аппаратного расширения (например, Compact Flash) тем, что подключаемые модули несут на себе все необходимые драйверы для PalmOS и программы, работающие с конкретной аппаратной «примочкой». Он хорош и тем, что позволяет устанавливать аппаратное расширение КПК простым прищелкиванием модуля — все необходимые драйверы автоматически установятся, а нужная программа — запустится. При отсоединении модуля драйверы автоматически удаляются из операционной системы. Это избавляет пользователя от необходимости устанавливать драйверы на КПК и конфигурировать подключаемое устройство, сохраняя встроенную память КПК и «внутреннее спокойствие пользователя», так как полностью исключается проблема конфликтующих драйверов. Технология Springboard подчинена все той же задаче — сделать работу с КПК простой, интуитивной, машинальной, «беспроблемной». И при этом гибкой. Существует более трех десятков готовых модулей Springboard — от простых модулей резервного копирования содержимого КПК до сотового телефона VisorPhone (GSM), являющегося одновременно беспроводным модемом. Еще около двух десятков Springboard-модулей должны появиться в ближайшее время.

С точки зрения программиста
Метод организации интерфейса, когда самый легкий доступ обеспечивается для наиболее часто используемых функций, а так же сознательное ограничение числа элементов управления, одновременно представленных перед глазами пользователя, и составляют, на мой взгляд, основное «know how» пользовательского интерфейса PalmPilot. В свое время именно новый тип интерфейса — графический оконный интерфейс — привел к «расцвету» объектно-ориентированного программирования, существовавшему как «один из многих» способов программирования задолго до возникновения Windows. Концептуальность Palm OS с точки зрения ее внутренней архитектуры (здесь не рассматривается) в сочетании с подходом Хаитани к построению интерфейса — в том числе и для программиста — должна привести к новым технологиям быстрого построения компактных приложений (программировать некомпактно под PalmOS просто ресурсы не позволяют) и распространению КПК, сравнимому с нынешним распространением ПК в нашей жизни. Естественно, что главный выигрыш от этого получит та операционная система, для которой будет создан первый подобный инструмент.

P.S.: Послесловие: сказка с хорошим концом
В 1997 году автор впервые увидел эту маленькую, тогда еще неказистую на вид машинку. И, что называется, «запал». Пытаясь разобраться в своих ощущениях, написал статью (PC Week/RE 1997 #44) «Pilot и Newton глазами программиста». Где, в частности, писал: «...Pilot является представителем новой ветви технической эволюции карманных компьютеров (КПК)...». С тех пор эта ветвь успела вырасти в самостоятельное, могучее дерево — говорят, что по темпам роста продаж PalmPilot обогнал такие популярные изделия, как телевизоры и сотовые телефоны. Как хорошо сказал Роберт Хаитани: «Дзен-Palm-философия продемонстрировала, что простой, но хорошо работающий продукт будет иметь успех, а полнофункциональный, но плохо работающий продукт потерпит поражение».
P.P.S.: Автор хорошо помнит начало 80-х годов и рассуждения типа «говорить о PC DOS как о серьезной операционной системе не приходится». Сейчас потомки тех самых IBM PC стоят у авторов тех рассуждений на работе и дома…

Об авторе: Родился в 1962 г. Закончил МИФИ в 1985 г. В 1996 году принимал участие в русификации Newton OS 2.0 (позже — OS 2.1). С тех пор периодически пишет программы для КПК. В настоящее время работает программистом в фирме «Электон».



Обсудить на Базаре ручных компьютеровОбсудить на Базаре ручных компьютеров



’витырь Љенгуратора



--
Просим при воспроизведении материалов этого сайта делать ссылку на Зоопарк ручных компьютеров
Copyright © 1999-2016 Зоопарк ручных компьютеров