Вход в Зоопарк
gps мониторинг автотранспорта и мобильных сотрудников.
Вход > Другие платформы > Апрель 2001г.
--
9 Апреля 2001г.

История создания САЙБИКО

Автор: Дмитрий Норейко
Версия для печати

Cybiko — это миниатюрный компьютер с жидкокристаллическим экраном, клавиатурой с крошечными клавишами, радиопередатчиком для связи с другими Cybiko и портом для внешних устройств. А также — беспроводной бытовой коммуникатор для детей, наладонный коммуникатор, у которого имеется QWERTY-клавиатура, жидкокристаллический экран и радиоинтерфейс, смарт-рация, органайзер с беспроводным доступом, игровой коммуникационный компьютер с функциями органайзера, мобильник для трепа в чате, «уоки-токи» для Сети. Эта штука смахивает на шпионский комплект.

Шел август 1998 года. Давид Ян лежал в больнице. Скучно, тоскливо. Никакого Интернета, никаких развлечений. Давид мечтал: вот если бы существовали доступные технологии, позволяющие общаться с друзьями, коллегами — что-то вроде беспроводного Интернета! Но десять дней вынужденного заключения в больничной палате прошли, Давид оказался на воле и о мечтах своих почти забыл. Но только почти. А осенью мысль эта снова вернулась к Давиду. Если таких систем нет, почему бы их не создать?

Надо сказать, что Давид действительно человек потрясающе энергичный. Но одновременно — системный. Поэтому для начала было решено оценить перспективы прибора, который в проекте выглядел совсем не так, как теперешние «кубики». Была разработана анкета, в которой молодым людям из Германии, Франции, Великобритании, Бельгии и России предлагалось проанализировать свое отношение к устройствам, которые позволяли бы искать в толпе «человека своей мечты». Владелец прибора моделировал собственные черты и, главное, параметры идеального друга или подруги. В один прекрасный момент приборчик, автоматически нащупывающий в эфире сигналы таких же устройств, должен был сигнализировать: вот оно, воплощение твоей мечты сидит за стойкой бара напротив или катит на велосипеде!

Компания является американской лишь номинально. Cybiko создана россиянами и на российские деньги. Анализ анкет показал: такое устройство просто необходимо, оно позволит преодолеть многие барьеры в общении между людьми. И желательно, чтобы устройство это позволяло общаться — обмениваться фотографиями, возможно, сообщениями, вместе играть. Кроме того, выяснилось, что ориентироваться надо на детей и подростков, а не только на двадцати- и тридцатилетних, занятых поиском приятной компании в ресторанчиках и на пляжах. Самая восторженная реакция исходила от потенциальных пользователей в возрасте от 14 до 16 лет. Особенно, как ни странно, девушек — во всех странах, во всех возрастных группах.

Следующим шагом стала поездка в Корею. Надо сказать, что у Давида давние и хорошие отношения со многими специалистами Samsung. Общение с ними дало общее понимание перспектив производства подобной продукции, хотя Samsung за реализацию проекта не взялась. Здесь играют в более крупные игры. Зато стало ясно, что и как делать.

Коллектив начал формироваться тогда же, в ноябре 1998-го. Первоначальный капитал складывался из личных средств самого Давида и его отца, взнос сделала и ABBYY Software House. Но главное, довольно быстро удалось сформировать команду сильных профессионалов, среди которых оказался Владимир Куликов, долгое время занимавшийся системами радиосвязи (в том числе шумоподобными), а также Евгений Сотников (из компании «Геймос») и его специалисты. Ведь уже было понятно: при помощи устройства в первую очередь можно будет общаться и играть. К январю 1999 года 35 человек уже вовсю трудились над проектом, были сформированы специальные группы, занятые разработкой приемопередатчика, цифровых решений, механики, операционной системы, прикладного программного обеспечения.

Работа шла предельно интенсивно, причем сегодня Давид признает: сроки были поставлены крайне жесткие. Практически нереальные — прибор должен был пойти в производство спустя полгода! Одновременно Давид метался по Тайваню в поисках компании, способной производить Cybiko в промышленных масштабах. Был даже организован тендер, в котором приняло участие около тридцати компаний. Не слабо, а? Тридцать тайваньских фирм ведут борьбу за право выпускать устройство, целиком разработанное в России! Во второй круг вышло десять предприятий, в третий — три и, наконец, был выбран победитель.

Так или иначе, уже к июню 1999 года Давид держал в руках действующий прототип Cybiko! «Хотя мы и не выдержали запланированных сроков начала массового производства, но на самом деле не так уж и сильно задержались», — говорит он. В августе семь надежных прототипов легко отыскивали друг друга в эфире, обладали приличной графикой и устойчиво работающей операционной системой CyOS, а главное, можно было попробовать в деле одну из главных прелестей — коллективную игру CyLandia...

Для дальнейшего развития проекта снова понадобились деньги. И деньги большие. Тут личными сбережениями было не обойтись. В итоге появились новые инвесторы, в том числе «идейные» (немалый интеллектуальный вклад внес Георгий Пачиков). Одним из инвесторов выступил инвестиционный банк «Тройка-Диалог». Случилось это в апреле. Параллельно начались переговоры со стратегическими партнерами, в том числе с Mattel, давшей жизнь Барби и контролирующей целую империю в игровой индустрии, и Hasboro (этот гигант более универсален и не забывает про мальчиков, производя, кажется, все игрушки, кроме Барби и «Лего»). Давид встречался даже с главой Mattel Джилл Барад («действительно мощная женщина!» — заметил Давид, рассказывая мне историю проекта). Но именно на переговоры с Mattel было потеряно довольно много времени — проект весьма заинтересовал высшее руководство компании. Кстати, запись одного из раундов переговоров, в которых принимали участие одиннадцать вице-президентов Mattel, зафиксировала такую сцену. Один из боссов повернулся к другому и вполголоса сказал: «Блин, надо срочно бросать все и заниматься только этим!». В итоге Джилл Барад пригласила Давида на финальную беседу и заявила:

— То, что вы предлагаете, очень здорово, но сильно отличается от того, что мы сейчас продаем. Нам надо создать новый брэнд. Скажем, «Сайбико Барби».
— Спасибо, — сказал Давид, — но так не пойдет. Кроме девочек нас еще интересуют и мальчики.

Так что с Mattel не получилось. В Hasboro возникла другая проблема. Проект заинтересовал руководство компании не меньше, чем шефов Mattel. Но компании такого размера слишком долго разворачиваются. А Давид торопился. И правильно делал, поскольку на этом рынке нужно крутиться юлой. Было решено налаживать прямые связи с торговыми сетями, а запуск в массовое производство готовить в ноябре—декабре.

Первые двести экземпляров поступили в США в январе 2000 года, и в этот момент были привлечены новые инвестиции. Новые ресурсы необходимы были для начала массовой рекламы на телевидении и проведения широкомасштабных маркетинговых акций (американцы увидели первую телевизионную рекламу 30 апреля). В феврале на нью-йоркской выставке игрушек ToyFair Show 2000 Cybiko была названа продуктом «номер один». Все крупные издания и телеканалы назвали Cybiko «самым горячим продуктом Рождества 2000 года». Cybiko Inc. с самым крупным стендом в павильоне электронных игрушек произвела настоящий фурор. Пресса писала о «кубиках» взахлеб. Больше, чем о собаках Айбо от Sony.

Маркетинговое агентство Posnick & Kolker прогнозирует, что продажи Cybiko будут составлять не меньше, чем 6 миллионов штук в год. Это в несколько раз выше, чем показатели известной игрушки ферби, рекламной компанией которой и занималось агентство Posnick & Kolker.

Август 2000. Выпущено около 200 тыс. «кубиков». Что касается дистрибуции, то сейчас Cybiko продается уже в 7600 магазинов США, включая такие крупные сети, как Target, CompUSA, Office Depo, Amazon и Toys`R`US. По словам Давида Яна, к Рождеству ожидается включить в сеть распространения Cybiko около 11000 розничных магазинов. Объем «брутто»-отзывов об этой продукции и о компании в целом, перевалил за 170 миллионов (сумма тиражей всех статей о Cybiko. Кроме того удалось привлечь инвестиции от одного из крупнейших мировых интернет-провайдеров (в ближайшие дни об этом последует официальное сообщение).

Ближайшие планы — вывод в октябре на рынок первых двух переферийных устройств к Cybiko: Cybiko MP3 MultiMedia System (MP3-плейер, FM радио и диктофон на SIM-карте) и 1Мб картриджа памяти. Что касается игрового ПО для приставки, то уже вышло более 150 игр к Cybiko. Разработкой игр занимается специально сформированная команда российских программистов, задача которых — ежедневный (!) выпуск новой игры.

Московский офис Cybiko Labs посетил СТО Palm Computing с делегацией, что позволяет делать весьма смелые прогнозы о перспективах совместной работы Cybiko и Palm.

Появляются первые любительские сайты, посвященные Сайбико.

Сентябрь 2000. America Online (AOL) приобрела 20 процентов акций компании Cybiko До сих пор скрывалось российское происхождение компании Cybiko — из опасения, что русская продукция не будет иметь успеха на американском рынке.

После такого успеха рекламное агентство Geltzer, работающее с Cybiko, решило начать новую рекламную компанию. Теперь Cybiko будет представляться как «новая технология общения из России». Давид Ян сказал, что американцы уверены, что Cybiko — японская разработка, и насколько же велико их удивление, когда выясняется, что Cybiko из России.

Компания AOL объявила о намерении интегрировать Cybiko в свои онлайновые продукты, планируя предоставить клиентам услуги мобильного чата. Давид Ян заявил: «У нас еще много нереализованных идей, касающихся работы с Интернетом. Сотрудничество с AOL открывает для нас совершенно новые перспективы».

В другом интервью Давид Ян рассказал,что в составе акционеров компании в ближайшее время произойдут изменения. Компания является американской лишь номинально. Cybiko создана россиянами и на российские деньги. В число ее создателей входит, например, Сергей Васильев, президент инвестиционной компании «Русские фонды».

Уже в следующем году компания выставит свои акции на открытые торги. Кроме того, до 20 сентября, когда в соответствии с правилами выхода компании на фондовый рынок у Cybiko закрывается последний раунд инвестиций, компания объявит о соглашениях с другими частными инвесторами.

Компания предоставляет любителям пакет разработки программ SDK.

Конц 2000 года. Распространение Cybiko в США подобно эпидемии. Продажи начатые в сентябре с отгрузки 42,000 модулей. Теперь (к Рождеству) достигли 500,000 шт. Некоторым препятствием является ограниченние дальности Cybiko. Если у вас единственный Cybiko на несколько миль вокруг, его использования ограничены. Однако, как только несколько друзей заимеют их, возникает сильный стимул для других, чтобы также обзавестись устройством. И, как с мобильными телефонами когда-то, когда критическая масса достигнута, теперь каждый считает, что должен иметь это устройство.

Компания получает 40,000 сообщений на вебсайт каждый день. В Рождество, когда многие Американские дети получили в подарок новый Cybiko, количество сообщений достигло до отметки в 143,000 в день.

Бурный рост количества сайтов Сайбико в интернете. Появляются первые любительские игры и приложения.

Январь 2001, появились сообщение о том, что инвестиционный фонд Sun Capital Partners вкладывает $16 млн. в компанию Cybiko.

Cybiko II будет отличаться от предшественника меньшими размерами, «но по производительности будет примерно как Pentium». Объявленная сделка — второй раунд инвестиций в компанию Cybiko. По словам г-на Яна, очередной транш инвестиций потребовался для создание второго поколения устройств Cybiko, которые приобретут цветной экран и уменьшатся в размерах. Сегодня для «кубиков» готово уже около 300 приложений. Группа разработчиков ПО из семидесяти человек работает на основании постоянно поддерживаемого девяностодневного плана. Иными словами, сегодня уже известно, что за игра выйдет через три месяца. Кстати, Давид Ян считает, что организация разработки игр в чем-то напоминает выпуск журнала. Есть жесткий график, «выпускающие редакторы» — продюсеры (в основном американцы, хотя разработчики — наши). Фактически речь идет об издательстве, создающем игровые приложения...

Что касается разработки новой версии устройства, то проект Cybiko II уже давно в работе. Разрабатывается и собственный чип для Cybiko. Давид Ян пообещал, что Cybiko II будет отличаться от предшественника меньшими размерами, «но по производительности будет примерно как Pentium».

Также в 2001 году, Cybiko собирается вывести на новые рынки (в Европе, Японии и России) свои карманные компьютеры, которые сегодня продаются только на территории США и Канады. С этой целью компания намерена подписать договоры о совместном развитии проектов на национальных рынках с местными фирмами, которые займутся вопросами локализации устройств и оснащения его соответствующим «контентом». Руководит этим процессом вице-президент Cybiko по международным контактам Алена Абраменко (бывший вице-президент ABBYY по развитию бизнеса.

В России, по словам Давида Яна, карманный компьютер Cybiko появится не раньше осени следующего года. Его цена составит $99.

’витырь Љенгуратора



--
Просим при воспроизведении материалов этого сайта делать ссылку на Зоопарк ручных компьютеров
Copyright © 1999-2016 Зоопарк ручных компьютеров