Вход в Зоопарк
gps мониторинг автотранспорта и мобильных сотрудников.
Вход > Гаджеты и ноутбуки > Февраль 2001г.
--
2 Февраля 2001г.

Автомобильные гаджеты

Автор: Александр Асташов
Версия для печати

- Это НЛО или суперкомпьютер?
- Компьютер? А, так это же просто моя машина!

Да-да, дорогие читатели, как ни странно, речь пойдет именно об автомобилях. А точнее, об автомобильных гаджетах -- бывают, оказывается, и такие. Правда, на этот раз я предлагаю вам не просто вновь удивиться людской изобретательности и воображению разработчиков, а немного помечтать. Скажем так, представить, во что может превратиться ваш автомобиль в недалеком будущем. Конечно, космический вид и мощный двигатель остаются на совести дизайнеров и инженеров, зато мы с вами можем по кусочкам собрать начинку автомобиля двадцать первого века.

Итак, сердцем нашей мечты, несомненно, станет компьютер. Правда, это будет не мистический "бортовой компьютер", а привычный аналог обычных ручных или карманных компьютеров с не менее привычной операционной системой.

Такой привычной всем операционной системой, по мнению Microsoft, должна стать Windows CE for Automotive. Microsoft уже давно задумалась над захватом не только настольных ПК пользователей, но и их машин, и сейчас уже существует третья версия Windows CE для автомобилей, не уступающая по функциональности ручным компьютерам Pocket PC и даже обычным компьютерам.

Среди партнеров и приверженцев Microsoft числятся такие компании как Clarion (ведущий японский производитель аудиотехники техники для машин), Citroen, Toyota и Nissan. Clarion уже выпускает систему Clarion AutoPC, основанную на операционной системе Windows CE. А французская автомобильная компания Citroen планирует встраивать Clarion AutoPC в свои новые автомобили Xsara.

Для тех же, кто не любит рисковать и не хочет услышать что-нибудь вроде "машина выполнила недопустимую операцию и будет закрыта. Рекомендуется переустановить водителя" ;)) подойдет операционная система Palm OS. Компания Palm задумывается о создании автомобильных информационных систем не меньше Microsoft. Именно с целью разработки такой системы компания недавно заключила соглашения с Delphi Automotive Systems и фондом Мэйфилда (Mayfield Fund).

Обе системы, согласно компаниям, обладают схожими функциями. Управляется компьютер, естественно, голосом. При этом пользователь получает возможность не убирать руки с руля и не отвлекаться от дороги при работе с системой. При помощи голосового управления водитель сможет непосредственно во время пути проверять свой календарь, почтовый ящик и выполнять различные другие действия.

Предполагается, что система позволит получать разнообразные данные, например, сводку погоды, информацию о пробках и т.д., а в дальнейшем планируется обеспечение и более "продвинутых" функций, например, получения потокового видео и звука.

С сердцем вроде бы все понятно -- КПК он и есть КПК, просто спрятанный в приборном щитке автомобиля -- теперь можно подумать и о периферии. Пожалуй, одним из самых важных компонентов должен стать сотовый телефон. Без него в наше время просто тяжело обойтись, а в машине он, кроме всего прочего, должен обеспечивать доступ в Интернет. Можно было бы, конечно, встроить сотовый сразу в компьютер, но это будет неудобно -- путаница с обычным и автомобильным номерами, синхронизация телефонов и так далее. Поэтому будем использовать обычный сотовый телефон, интегрируемый в нашу систему.

Этой концепции придерживаются и многие разработчики автомобильных информационных систем и устройств связи. В сущности, все очень просто. У вас есть обычный сотовый телефон, ничем особенным не отличающийся от всех остальных сотовых телефонов. Когда же вы садитесь в машину, сотовый помещается в подставку и тут же становится частью автомобиля. Телефоны из записной книжки сотового синхронизируются с записной книжкой компьютера, после чего для набора номера достаточно выбрать на компьютере нужный контакт. Выбор, как уже было упомянуто, производится не при помощи клавиатуры и даже не пером на экране, а голосом, так что набрать номер и поговорить с собеседником можно и во время пути.

Для разговора, естественно, используется микрофон на руле (он же используется системой голосового управления) и динамики аудиосистемы. Причем, благодаря интеграции компонентов, при входящем звонке громкость музыки, которую вы в этот момент слушаете, автоматически понижается и компьютер выдает голосовое предупреждение, спрашивая, хотите ли вы принять звонок или нет.

Кстати о сотовых... Три крупнейших производителя сотовых телефонов -- Ericsson, Nokia и Motorola -- практически одновременно занялись разработкой интегрируемых автомобильных информационных систем. Причем если Ericsson действует в этой области практически самостоятельно, то Motorola разрабатывала свою систему по заказу Mercedes-Benz, а руководство Nokia пообещало, что их система и вовсе будет устанавливаться в автомобили Mercedes Benz, Audi, Opel и Ford.

Раз уж упомянули аудиосистему, то... "что за жизнь без пианино?!". Конечно, современное пианино -- это вовсе не обычная кассетная магнитола, и даже не CD-ченжер. Прогрессивное человечество давно уже слушает музыку в формате mp3, так почему бы не взять коллекцию цифровой музыки с собой в дорогу?

Точно так же решили и специалисты компании Kenwood, создавшие eXcelon in-dash MP3/CD player reciever. Магнитола может воспроизводить mp3-файлы различных форматов, записанные на CD-R или CD-RW диски.

Это означает, что на одном диске может находиться 150-200 композиций. Кроме того, магнитола воспроизводит обычные компакт-диски и имеет стандартный AM/FM стерео радиоприемник. Kenwood включил в магнитолу большое количество всевозможных настроек, которые должны улучшать качество воспроизведения mp3 и компакт-дисков. Система KEX/ec4 предоставляет выбор из пяти предустановленных настроек эквалайзера (Rock, Jazz, Flat, Top 40 и Easy), несколько настроек басов и высоких частот и фильтрацию выходного сигнала при мощности 45 ватт на 4 канала. Для более точного управления вы можете настроить и сохранить до шести схем эквалайзера. Результатом всего этого является отличный звук, который к тому же можно легко настроить на свой вкус. Кроме того, магнитола позволяет подключить предусилители мощности, если 45 ватт будет недостаточно для ваших ушей ;).

eXcelon имеет большой цветной экран, на котором может прокручиваться название песен, отображаться анимация и т.д. Передняя крышка с экраном откидывается, открывая слот для компакт-дисков. Устройство может отображать файлы и имена папок выбранным шрифтом и позволяет задавать название дискам.

Магнитолу довольно просто установить, по крайней мере, не сложнее, чем обычную. Она имеет очень неплохую устойчивость к сотрясениям и дрожанию машины, так что если вы не увлекаетесь гонками по бездорожью, заставить магнитолу прекратить воспроизведение будет непросто. В общем, записываем свою музыкальную коллекцию на диски и в путь!

Впрочем, можно пойти и более прогрессивным путем. Собрать большую и хорошую коллекцию музыки, да еще и записать ее на диски -- дело не простое. А вот в Интернете музыки -- неограниченное количество и записывать ее никуда не нужно. Ее нужно только принимать. Над этим и работают сейчас компании PenguinRadio и Ineva.com, объявившие о создании автомобильной радиосистемы, способной принимать Интернет-вещание с тысяч станций во всем мире. PenguinRadio уже имеет действующий аудиопортал в Интернете. Для передачи данных "на борт" автомобиля будет использоваться спутниковая система под названием Ellipso, разрабатываемая ныне Ineva.com. Данное решение подразумевает, что вещание любой Интернет-станции будет доступно во всем мире, по какой бы дороге вы не ехали.

Итак, с музыкой разобрались, позвонить тоже сможем, можно и ехать. Из серьезных вопросов остался только один -- куда ехать? Как вы понимаете, ответ на этот вопрос может дать только спутниковая система позиционирования, по-русски -- GPS. С превосходством последней над бумажными картами и компасом, пожалуй, не будут спорить даже прирожденные консерваторы. Ну а мы как разработчики машины будущего, не будем спорить точно.

GPS-приемники уже перестали быть диковинкой для обычных пользователей. Сейчас они существуют в самых разнообразных вариантах и формах: от карт расширения для КПК, до ручных часов. Существуют и автомобильные системы спутникового позиционирования, например, NaveMate -- GPS-система, разработанная компанией Visteon (филиал Ford Motors).

Система позволяет установить маршрут и затем во время движения подсказывает нужные повороты. Если вы пропустили поворот, то система предложит варианты объезда.

А компьютер позволит легко хранить множество подробных карт местности или при необходимости загрузить нужную карту из Интернета. Кстати, из Интернета же можно было бы получать информацию о пробках и ситуации на дорогах в городе или области, по которой вы двигаетесь, и отмечать критические точки на карте. Система могла бы тогда рассчитывать оптимальный маршрут движения, учитывая сложность проезда и пробки (а заодно наличие сотрудников и постов ГИБДД с автоматическим предупреждением -- "сбавьте скорость -- впереди засечен сотрудник ГИБДД с радаром" ;).

Правда, даже самая лучшая GPS-система поможет лишь выбрать направление движения, но не упростит само вождение. Зато его может упростить еще одна система, разрабатываемая компанией Visteon. Работает система довольно просто: специальная инфракрасная камера захватывает изображение дороги и проецирует увеличенное изображение на ветровое стекло. Предполагается, что такая система облегчит вождение автомобиля ночью. По крайней мере, если увидите большое красное пятно посреди дороги, знайте -- точно либо пьяница, либо бабушка дорогу переходит -- лучше притормозить или объехать.

Следя за дорогой и выбранным направлением, не стоит отвлекаться и от ситуации внутри автомобиля. Это особенно актуально, когда вы путешествуете с семьей или тем более едете с друзьями на пикник -- а вдруг ребенок прольет свою колу или, не дай бог, веселый приятель решит в качестве шутки затушить сигарету о новенькую кожу сиденья?! Впрочем, эту проблему решила опять же компания Visteon. Специальная камера передает на маленький экран, встроенный в приборный щиток, изображение заднего сиденья, позволяя родителям следить за расшалившимися детьми.

Visteon, похоже, заслуживает звания почетного автомобильного гаджет-мэйкера -- работники компании подумали не только о том, как следить за детьми, они придумали даже как развлечь детей в дороге. Теперь родителям не обязательно "доставать" детей подсчетом красных машин или пением детских песенок. Дети могут спокойно посмотреть кино или просто поиграть. Система Rear Seat Entertainment System, предназначенная для пассажиров на заднем сиденье, состоит из экрана и видеоплеера, к которым можно подключить игровую консоль Nintendo или видеокамеру и наушники.

  

Вот вроде бы и все. Машина-мечта готова. Осталось только проверить ее состояние -- пройти, так сказать, техконтроль. Естественно, никаких очередей и двухчасового копания во внутренностях автомобиля не будет -- мы же говорим о будущем. На все проверки уйдет всего пара минут. По крайней мере, именно так считает английская фирма по прокату автомобилей Avis Europe Plc, придумавшая вместе с компанией Microsoft новую мобильную систему диагностики. Система должна позволить персоналу компании проверить автомобиль на предмет неисправностей в течение двух минут. Система, разработанная компаниями Symbol Technologies и Technological Business Solutions, базируется на платформе Pocket PC. Сейчас она постепенно вводится в эксплуатацию в Шотландии.

А некоторые автомобильные системы можно будет проверить и без специального оборудования. Один из крупнейших в мире производителей шин, финская компания Nokian Tyres разработала интеллектуальную технологическую систему, которая будет связываться с мобильным телефоном водителя и в реальном времени передавать данные о давлении внутри шин. Встроенный в шину микрочип действует как измерительный инструмент, он регистрирует давление и изменения температуры внутри шины и посредством беспроводной технологии Bluetooth передает данные в приемник -- мобильный телефон водителя.

В дальнейшем компания планирует создать приложения, предотвращающие скольжение шин, контролирующие их поверхность и запрещающие несанкционированный доступ (кражу :). Ну а после проверки можно и ехать.

Открываем дверь, садимся. Кстати, для открытия двери ключи вовсе не обязательны. Японская корпорация Yazaki недавно разработала прототип системы, использующей технологию беспроводной связи Bluetooth для управления механизмами внутри автомобиля. Специальный шлюз с интерфейсом Bluetooth подключается к локальной сети, управляющей и следящей за состоянием автомобиля. В частности эта система позволяет отпирать и запирать двери или открывать и закрывать окна с помощью ноутбука, карманного компьютера или мобильного телефона, находясь на приличном расстоянии от машины (пока до 45 метров).

Итак, открываем с помощью сотового двери, садимся. Ставим сотовый в специальную подставку, компьютер подключается к Интернету и скачивает свежую почту. В это время можно проверить свой календарь или вспомнить о запланированных на сегодня делах. Прослушиваем пришедшие письма, при необходимости отвечаем на них, заодно решаем, куда нужно ехать, и даем задание компьютеру рассчитать кратчайший и самый легкий маршрут. Все! Детям в руки по джойстику, музыку на полную и... и тут мы замечаем, что бензин почти закончился.

Нет проблем! Компьютер тут же находит ближайшую заправочную станцию и показывает, как к ней проехать. На заправке не нужно даже выходить из машины. Бензоколонки под управлением Windows CE, созданные компанией Tokheim, снабжены Bluetooth-передатчиками и подключены к центральному серверу заправочной станции, что обеспечивает автоматическую беспроводную оплату топлива, например, при помощи сотового. Кроме Bluetooth-модулей колонки имеют встроенный 10-дюймовый ЖК-дисплей и выход в Интернет, благодаря чему автомобилисты могут быстренько узнать, как проехать в нужное место, а коммивояжеры, например, получить по электронной почте последний прайс-лист фирмы перед визитом к клиенту. Впрочем, мы-то все это можем сделать и в машине. Сейчас эта система тестируется компанией Mobil в ее системе SpeedPass.

Кстати, беспроводные технологии помогут разобраться и со стоянкой. В Швеции и Эстонии, например, уже начала функционировать служба, позволяющая пользователям оплачивать парковку при помощи сотового телефона. Работает система довольно просто: при въезде на стоянку пользователь набирает ее номер и пятизначное число, соответствующее номеру свободного парковочного места. Вся операция занимает около 30 секунд. Когда водитель уезжает, он снова набирает номер стоянки и номер парковочного места -- на это уходит около 15 секунд. Счет за стоянку пользователь получает вместе со счетом за телефон, что упрощает оплату.

Вот, вроде бы, и все. Машину собрали, даже решили вопрос с ее обслуживанием. Осталось только дождаться, когда все эти системы окончательно появятся на рынке. И заодно, когда же производители сообразят собрать все вместе, как это только что сделали мы. Кстати, пускай внешне наша машина будет темно-синим кабриолетом Lamborghini Diablo -- очень уж он мне нравится ;).

’витырь Љенгуратора



--
Просим при воспроизведении материалов этого сайта делать ссылку на Зоопарк ручных компьютеров
Copyright © 1999-2016 Зоопарк ручных компьютеров