Вход в Зоопарк
gps мониторинг автотранспорта и мобильных сотрудников.
Вход > Аналитика > Декабрь 2000г.
--
21 Декабря 2000г.

Рынок PDA. Небольшой, но очень перспективный

автор: Олег Лебедев
версия для печати

CRN За

последние год-два рынок суперпортативных ПК заметно изменился, но по-прежнему

считается "небольшим, но очень перспективным".

Объем продаж PDA за прошлый (1999-й) год составил около 12-15 тыс. штук

(при средней цене в 450 долл. это 6,2 млн. долл.); в целом прогноз роста

объемов сбыта, который давали основные игроки (15-20%, или 10-12 тыс.

штук) оказался немного заниженным, поскольку никто не ожидал, что несколько

новых моделей так сильно изменят расстановку сил. Но заметно изменилась

структура рынка с точки зрения платформ, и хотя целом их список остался

неизменным, соотношение уже совсем не то, что предполагалось год назад.

В начале прошлого года стало понятно, что компании Palm Computing и

Psion сумели отбить первую попытку Microsoft захватить рынок PDA. Структура

рынка по оценкам реселлеров, выглядела примерно так (в штуках): 22%

-- Windows CE (19% -- бесклавиатурные модели

и 3% -- клавиатурные), 57% принадлежало платформе

Palm и 21% -- Psion.

В денежном выражении картина примерно та же (исключая некоторое снижение

доли Palm Computing из-за высокой конкурентности рынка).

Как и прежде, в России существует несколько поставщиков, которые обеспечивают

основную массу продаж (по разным оценкам, от 60 до 90% общего рынка; в

основном это Москва и С.-Петербург) -- "МакЦентр",

Galaxy Computers, "Электон",

RRC, "Диалектика"

(С.-Петербург), "Белка", "Камелот"

и др. Несмотря на привлекательную маржу, обороты в этом секторе невелики,

и компании, по сути, играют роль VARов, компенсируя высокие цены устройств

предоставлением дополнительных услуг, от русификации до консультаций.

На этом рынке реселлер нередко работает одновременно и как дистрибьютор,

дилер, системный интегратор и как розничный продавец, поскольку небольшие

объемы сбыта не позволяют создать структурированный канал.

Известно несколько случаев, когда наладить продажу и поставки PDA пытались

крупные дистрибьюторские компании и розничные сети, но в итоге они переходили

к работе с "основными реселлерами". Небольших "серых"

продавцов на этом рынке немного, однако имеются крупные "серые"

поставщики, специализирующиеся на портативных системах, в том числе и

на PDA, которые нередко предоставляют услуги на уровне официальных реселлеров.

От марки к марке объемы "серого" рынка изменяются, но общая

тенденция такова -- практически по каждой платформе объемы неофициальных

поставок растут.

Перспективы рынка в плане объемов продаж сегодня оптимистичны -- увеличение

популярности PDA и расширение покупательской аудитории позволяют прогнозировать

существенное увеличение объемов продаж PDA в России.

Общее количество проданных устройств, как предполагается, составит 13,5-14

тыс., можно прогнозировать некоторое изменение структуры продаж. Платформе

Palm (и ее клонам) можно предсказывать крайне незначительный рост (некоторые

источники даже отмечают и перспективы для ее снижения), в основном потому,

что изготовитель, испытывая дефицит компонентов, использует достаточно

жесткие квоты на поставки (с этой проблемой сталкиваются и изготовители

клонов Palm). В какой-то мере, недостаток поставок компенсирует "серый"

канал, но, как заметил один из реселлеров, это "капля в море".

Кроме того, "серые" поставки крайне негативно влияют и на сегмент

в целом -- цены падают, что отрицательно влияет на маржу, причем снижение

прибыльности далеко не пропорционально увеличению объемов продаж. Как

следствие -- одна из доминирующих тенденций -- продажа небольших партий

новых моделей, которые реселлеры изыскивают по миру. От Сингапура до Нидерландов

и новинок, которые крайне быстро раскупаются (прекрасный пример -- Compaq

iPAQ PocketPC). По легальным же каналам, как правило, поставляются устрйоства

уже известные. Тут можно отметить некоторую специфику сегмента Psion --

новые модели и в легальном канале появляются вовремя.

В сегменте Windows CE ожидается рост -- сегодня появилось достаточно

много интересных моделей, которые, несомненно, привлекут пользователей.

Рост рынка также прогнозируется и в секторе Psion -- в начале года предполагается

появление нескольких новых PDA, интегрированных с сотовой "трубкой".

Объем продаж растет и потому, что развиваются новые каналы сбыта -- например,

в регионах и по Интернету. По оценкам некоторых реселлеров, сегодня около

15% продаж обеспечивают Интернет-магазины; по тем же оценкам, до 80% покупок

в электронных магазинах приходится на регионы.

"Степень проникновения" PDA в последнее время увеличивается,

интерес к этим устройствам постоянно растет, а снижение цен делает их

более доступными. Можно предположить, что канал поставок PDA скоро станет

еще менее структурированным, как, например, канал продаж товаров массового

потребления. Увеличение оборотов привлекает новых реселлеров, причем поставщики

отмечают, что здесь основную роль сыграет не активность "серых"

реселлеров рынка ИТ, а интерес к PDA со стороны игроков рынка бытовой

электроники.



Обсудить на Базаре ручных компьютеровОбсудить на Базаре ручных компьютеров



’витырь Љенгуратора



--
Просим при воспроизведении материалов этого сайта делать ссылку на Зоопарк ручных компьютеров
Copyright © 1999-2016 Зоопарк ручных компьютеров