По весне в моих обзорах расцветают камеры Casio. В прошлом году локальным лидером обзоров стала модель QV-7000SX , в этом 3000. Но CASIO QV-3000EX претендует на большее, на мой взгляд, это явный фаворит сезона, рассчитывающий стать, если не камерой года, то хотя бы камерой первого полугодия. | |
Замечу для конкурентов, что CASIO меня не купила, это я, скорее, куплю камеру. И кстати, на лучшем, на мой взгляд, англоязычном сайте, посвященном цифровым камерам, Steve`s DigiCams, камера тоже получила высокую оценку. Да и то, что Canon признал свое авторство в создании объектива для этой камеры, говорит о многом.
Для того, чтобы наглядно представить возможности камеры, я переснял 1:1 диапозитив, снятый Зенитом на пленку ORWO UT 18:
И на фрагменте диапозитива в глаза бросаются уже не дефекты матрицы, а дефекты пленки, в особенности при передаче цвета неба. Таким образом, поколение, привыкшее оценивать качество в мерках ФОТО 65 и ORWO UT 18, дожило до цифровой эры в фотографии. Те же, для кого мерилом качества являются пленки Kodak, могут и подождать -- они моложе. Анализ снимка миры, сделанного на пленке Аcademy, показывает, что хотя разрешение в 2000 штрихов на кадр и можно различить, но в значительной мере за счет способности глаза улавливать упорядоченность в растре, созданном кристаллами серебра. Вот как выглядит соответствующий участок миры, снятый под микроскопом, с помощью рассматриваемой цифровой камеры:
Простой расчет показывает, что цифровым камерам для преодоления рубежа в 2000 штрихов на кадр надо иметь матрицу в 6300000 пикселей. Если темп сохранится, QV7000 - 950 пикселей/кадр при матрице 1,3 мегапикселя, QV3000- 1450 пикселей на кадр при 3,3 мегапикселях, то ждать осталось недолго.
В борьбе за повышение чувствительности без ущерба качеству победа пока остается за пленкой, и прогноз здесь не столь оптимистичен, как в случае с разрешением. Хотя ЭОП (Электронно оптический преобразователь), который используется в приборах ночного видения и применялся лет 20 назад и в комбинации с пленкой, может быть использован и с цифровыми камерами. Впрочем, известные мне решения дают только черно-белое изображение.
Повальный переход с обычной фотографии на цифровую, видимо, произойдет еще не завтра. Но для многих фотографов мысль о переходе на цифровую фотографию становится все более и более актуальной. Независимость всегда стоила дорого, и сегодня независимость, предоставляемая цифровыми камерами, может даже стоить дешевле, чем пленочная камера плюс существенная часть квартиры, отгороженная под фотолабораторию. Квадратные метры в Москве сегодня, ой как дороги. И здесь важным вопросом становится вопрос преемственности. А вдруг понадобится отпечатать старый негатив из архива, а фотолабораторию уже разобрали? Как показали эксперименты, и здесь нет никаких проблем. Негатив переснимается и распечатывается на принтере. Конечно, вы не получите тут неповторимого качества тисненой бумаги, но это реальная возможность воспользоваться как-то старыми негативами из архива. Если необходимость печати старых негативов возникает раз в год, это неплохая альтернатива фотолаборатории, которая постепенно превращается в чулан.
| |
Теперь собственно о камере СASIO
Камера не только по возможности, но и по внешнему виду очень напоминает стандартную пленочную фотокамеру. Матрица ПЗС, содержащая 3,34 миллиона пикселей, позволяет получить кадр размером 2048 х 1536 пикселей. В камере используется светосильный (f:2-f:2,5)объектив фирмы Canon (8 элементов в 7 группах) с 3-кратным изменением фокусного расстояния от 7 до 21 мм (эквивалент 33-100 мм объектива для 35 мм камеры). Запись ведется на карты памяти CompactFlash, причем в разъем для этих карт может вставляться и IBM MicroDrive емкостью 340 Мб. Комплект, который сейчас есть в продаже в Москве, включает всего 8-Мб карту памяти и обычные батарейки (не аккумуляторы) и реально пригоден только для тестирования камеры в магазине, поскольку на эту карту можно записать только 5 кадров в формате JPEG с минимальным сжатием или 1 кадр в формате TIFF. Но зато камера предлагается по весьма агрессивной цене, сравнимой со стоимостью 2х мегапиксельных камер других фирм. Тестируя эту камеру, очень трудно обмануться в своих ожиданиях, поскольку в описании и официальной спецификации вам ничего фактически не обещают. Но обо всем по порядку.
Начнем с чувствительности матрицы. В описании указано: нормальная, +1, +2, +3. Есть возможности задать методы замера экспозиции: точечный, центрально взвешенный и интегральный. Проведя съемку серого поля и сравнив полученные значения выдержки и диафрагмы со значениями, полученными на экспонометре, я получил следующие параметры:
Чувствительность Выдержка (с) Диафрагма
норма 1/30 5.6
+1 1/60 5.6
+2 1/125 5.6
+3 1/250 5.6
Замер экспонометром дал следующие значения для ISO 100: диафрагма 5,6, выдержка 1/60. Замер серого поля в программе Photoshop дал значения яркости точек кадра в диапазоне 120-130, что точно соответствует нормальному серому полю. Отсюда следует, что в нормальном режиме чувствительность матрицы примерно соответствует ISO 64 , +1 - ISO 100, +2 - ISO 200, +3 - ISO 400. Учитывая, что светосила объектива F:2, то эту чувствительность матрицы можно считать приемлемой во всех стандартных случаях. Съемка миры дала разрешение порядка 1400-1500 штрихов на кадр, причем разрешение во всех каналах примерно одинаковое.
Для преемственности с предыдущими обзорами приведены снимки старой миры, которую я использовал с 1979 года (она несколько обветшала), и новой (файл с которой в формате Corel можно скачать для проведения собственных испытаний).
Одна из функций обычной фотографии, которая раньше была слабо доступна цифровой фотографии -- пересъемка документов. Я попробовал эту камеру и в этом качестве, сфотографировав целиком лист А4, на котором был напечатан текст 12 кеглем на струйном принтере. Программа FineReader удовлетворительно справилась с распознаванием текста, хотя оказалось, что требования к равномерности освещения довольно высокие, и если проводить съемку с рук, используя встроенную вспышку, то около 20% текста оказалось нераспознаваемым. Если снимать половинку листа А4, то даже при освещении вспышкой правильно распознается 100% текста. При съемке целого листа я рекомендую использовать штатив и добиться равномерного освещения листа, например, двумя лампами накаливания.
| |
В соответствии с описанием изображение может быть записано на карту в формате JPEG с низким, средним и высоким сжатием. Как выяснилось, если одновременно нажать кнопку SET и "вспышка", то камера переходит в режим записи TIFF, о чем и сообщает надписью на ЖК экране. Если на карте памяти меньше места, чем необходимо для записи одного кадра (6,3 Мб), то этот режим не включится. Выйти из режима записи кадров в формате TIFF мне удалось, только выключив и включив снова камеру. Формат файла TIFF несколько нестандартный. И большинство программ, таких как Photoshop, его не понимают. Однако есть несколько свободно распространяемых программ, в том числе IrFanView, которые понимают этот формат, позволяют его просматривать и записывают в стандартном виде. Здесь внимание владельцам камер Kodak. Если скачать дополнительные Plug-Ins, то программа IrFanView позволяет просматривать и файлы в формате KDC, что может быть неплохой альтернативой программе "Kodak Picture Transfer".
Спектральные характеристики матрицы, полученные при съемке спектра от дифракционной решетки, никаких огорчающих неожиданностей не выявили.
Выбор баланса белого производится с помощью удобного меню, в котором на миниатюре сразу видно, как отразится выбор на фотографируемом изображении:
| |
С "пленкой" мы разобрались, теперь надо выбрать объект и сфокусировать изображение. Камера имеет оптический и ЖК видоискатели.С оптическим видоискателем это обычная камера с автофокусировкой и возможностью принудительной фокусировки объектива на бесконечность. Для очкариков есть возможность подстройки диоптрий. С ЖК видоискателем камера превращается в "зеркалку" как с автоматической, так и ручной фокусировкой. К сожалению при ручной фокусировке расстояние не индицируется, и вы не можете воспользоваться рулеткой для точной наводки на резкость. Подстройки яркости дисплея нет. В режиме Макро минимальная дистанция съемки лежит в диапазоне от 6 до 30 см в зависимости от выбранного фокусного расстояния объектива. С этого расстояния можно снять объект размером примерно 6 см. Для пересъемки 35 мм пленок необходимо использовать насадочные линзы. Резьбы для крепления насадок у камеры нет и приходится проявлять изобретательность. Я положил на светостол диапозитив, на него удлинительные кольца для Зенита, а на них насадочную линзу, и над всей этой системой закрепил на штативе аппарат.
| |
Впрочем, не очень сложно изготовить переходное кольцо, надевающееся на посадочное место для крышки и имеющее с другой стороны резьбу под светофильтры.